Поделиться в Facebook
Твитнуть в Twitter

Жанр альтернативной истории весьма популярен — достаточно вспомнить сотни одинаковых книг про попаданцев, меняющих прошлое. Тем не менее, среди огромной кучи литературного и киношного мусора иногда встречаются и хорошие вещи. В честь выхода новой Wolfenstein мы решили вспомнить, в каких других произведениях страны Оси победили, сделав мир не таким, каким мы его знаем сейчас.

«Как творить историю» Стивена Фрая

В романе «Как творить историю» британский актер и писатель Стивен Фрай пытается представить, что случилось бы, не родись Адольф Гитлер. Возник ли бы Третий рейх без своего фюрера? По его мнению, да. После вмешательства исследователей в ход истории Гитлер не рождается, но на его место становится другой лидер — Рудольф Глодер. Это талантливый психопат, который, тем не менее, умел себя сдерживать. Холокост отложен на потом, а евреи помогают Рейху построить атомные бомбы, с помощью которых тот уничтожает Москву и Ленинград. Союзники бескровно сдаются и Германия побеждает, образуя единое европейское государство. Евреев в конце концов уничтожают, а единственным соперником Рейха остаются США, которые скатываются практически к тоталитаризму.

Стивену Фраю очень тяжело с теоретической базой — в этом плане книга выглядит сумбурно. Но вот художественная часть с архетипами британцев, американцев и европейцев, находящихся под властью Германии — это то, ради чего этот роман определенно стоит прочесть. Тем более что главная суть текста — социальная сатира.

«Стальная мечта» Нормана Спинрада

В «Стальной мечте» Адольф Гитлер тоже не становится во главе Третьего Рейха, поскольку эмигрирует после Первой мировой войны в США. Там он начинает карьеру талантливого иллюстратора и писателя-фантаста, популяризируя нацизм уже в новой стране. Но интересен этот рассказ другим.

Это произведение в произведении, в котором образовавшийся вакуум европейского гегемона заполняет Советский союз. В Германии нацисты проигрывают войну коммунистам и новая гигантская страна занимается примерно тем же, чем занимался Третий рейх — убийством евреев и войной с Великобританией. США в свою очередь сближаются с Японией, восхищаясь ее милитаристскими традициями. Но остановить Союз в его истреблении людей практически невозможно.

«Человек в высоком замке» Филипа Дика

Роман «Человек в высоком замке» пусть и не заложил основы жанра альтернативной истории, но совершенно определенно протоптал дорогу сотням других произведений. Мир, в котором страны Оси победили, служит в качестве атмосферной декорации, на фоне которой разыгрывается весьма интересная локальная история. Узнавая ее, вы будете изучать планету, оказавшуюся под пятой нацизма, столкнувшегося с новой проблемой — Японской империей, так и не павшей под взрывами американских ядерных бомб.Параллельно с этим Филип Дик выстраивает сложную конструкцию с метатекстами, рассказывающими об альтернативной истории, в которой побеждают союзники. Но и она не совпадает с тем, как дела шли на самом деле, что создает своего рода третью реальность.

В отличие от многих подобных произведений, «Человек в высоком замке» поднимает глубокие вопросы о природе нацизма, чудовищности поступков людей и их готовности подчиняться кому угодно. Сегодня идеи Дика уже не покажутся новыми, но они не утратили своей актуальности. Разве что вряд ли кто-то решит осушить Средиземное море.

В качестве альтернативы оригиналу можно посмотреть новый сериал по мотивам книги. Он довольно неплох, но между ним и первоисточником немало расхождений. Книгу и сериал можно воспринимать как разные произведения, читая и смотря параллельно

«Железное небо»

Посмотрев потрясающий в своей чудовищности фильм «Железное небо» хотя бы раз, вы не сможете забыть его до конца своей жизни. В 1945 году нацисты с помощью секретных технологий сбежали на Луну, где прятались больше полувека. Это длилось до тех пор, пока США снова не высадились на наш спутник и не обнаружили там огромную базу и заодно новую столицу Третьего рейха. Изюминку в происходящее добавляет то, что высадившийся на Луну астронавт Джеймс Вашингтон был черным. Впрочем, такие проблемы в фильме решаются при помощи отбеливающей сыворотки, которую придумали лунные нацисты.

Это может показаться абсолютным идиотизмом уровня «Сталина против марсиан», но эта гиперболизация пороков нацистского режима во многом работает. Не требуем же мы серьезности от «Голого пистолета» с Лесли Нильсеном?

Кстати, если вам вдруг нравятся исключительно мертвые нацисты, можно посмотреть трэш-комедию Dead Snow, где зомби-нацисты гоняются по лесу за компанией идиотов. Фильм норвежский, что еще раз подтверждает тезис о том, что всех великих режиссеров нам подарила Скандинавия. Ну а в целом, остается только порадоваться, что все это — лишь альтернативная история, и мы живем в лучшем мире, чем тот, о котором можно прочитать на страницах книг.
Источник