Piranha Bytes проклята. Представьте, насколько морально тяжело, когда все твои новые работы продолжают сравнивать с успехом 15-летней давности. Но еще тяжелее смотреть на бесконечные, никому уже не нужные самоповторы. Новая игра Elex гораздо ближе к той несчастной «Готике», чем Risen. Но это не делает ее лучше.

Самое интересное здесь — это мир. Он немного дурацкий и комичный. Это такая невероятно графоманская фантастика с миллионом пафосных, громких названий, но лор здесь хорошо проработан. Дело происходит на некой планете, где некая комета вызвала некий большой катаклизм. Она погубила прогрессивную цивилизацию и принесла некий минерал под названием «элекс». Остатки людей нашли в элексе источник магии, разделились на фракции и стали воевать. Ведь именно так поступают люди.

Обзор Elex: когда вернули 2002-й

Берсерки решили выкачивать элекс и выращивать некие древа жизни, чтобы излечить планету. Они отказались от любых технологий, поселились в землянках и вооружились мечами. Правда, половина из них на самом деле фермеры. Когда они видят, что ты открываешь свой портативный компьютер, они сразу такие: «Фу! Фу! Как можно! Отвратительно! Убери!». Другие, наоборот, стали проповедовать веру в бога и технологии. Их стали называть клириками. Но по сути это какие-то сайентологи.

Третья фракция — это альбы. Эти парни прочно подсели на элекс. Он сделал их невероятно сильными, но лишил эмоций. Прямо как в фильме «Эквилибриум». Только альбы еще носят однотипную броню, как солдаты армии клонов. Альбы верят лишь логике, им противны эмоции. и они — грозные противники. Их все не любят и стараются обходить стороной. Альбы — самая злая фракция в этом мире, и, по иронии, главный герой — это дезертировавший альб. Его предали, попытались убить, но он выжил, хоть и потерял все и стал никем. Зато теперь он может чувствовать и адекватно смотреть на вещи. Одна из основных сюжетных линий как раз заключается в том, что герой заново познает мир. Мир, который на самом деле уродлив, но который придется спасать.

Обзор Elex: когда вернули 2002-й

И здесь есть своя прелесть: какую фракцию ни возьми, там либо идиоты, либо фанатики. Адекватные люди есть только в изгоях. Но это даже не фракция. Это просто отдельные люди, которые решили жить сами по себе. Они либо охотники, либо мародеры. Фрилансеры. Дауншифтеры. Трусы. Короче, тоже так себе вариант.

Отсутствие симпатичной стороны конфликта выливается в свободу от разных моральных дилемм, что есть хорошо, а также в полный пофигизм в принятии решений, что есть плохо. Однажды игра предлагает вступить во фракцию берсерков или клириков и получить за это разные бонусы, а тебе ничего не интересно. Кто-то скажет, что это вопрос предпочтений в бою. Но на самом деле в игре нет четких классов. Рано или поздно ты становишься универсальным. Им сложно не стать, когда едва ли не все противники, от людей до монстров, бьют на любую дистанцию. Разбойники могут стрелять из ракетниц и луков, а вблизи дубасить тебя палками. Они одновременно стреляют из дробовика или режут бензопилой. Монстры тоже пытаются укусить, а когда забираешься на холм или крышу, они плюются в тебя чем-то ядовитым.

Обзор Elex: когда вернули 2002-й

В мире Elex реально выживаешь. Он запугивает. Все до того кривое, что привыкаешь сохраняться перед каждым поворотом и даже среди боя. Можешь погибнуть в любой момент. Слабые и сильные враги равномерно разбросаны по миру, но насколько именно они слабые или сильные, ты не знаешь. Они отличаются только отсутствием или наличием предупреждающего значка, который говорит: «Тебе это не по зубам, спасайся, дурак». Но убить тебя может кто угодно — любой несчастный разбойник, любой таракан. Урон у всех противников большой. На первых порах сражаться даже против двух врагов — самоубийство.

Слава богу, что есть напарники. Достаточно сделать несколько второстепенных квестов, и человек готов бегать за тобой куда угодно. Интеллект у напарников низкий, они часто тормозят или теряются в бою, но зато они бессмертные. Они падают в тяжелых сражениях, но рано или поздно поднимаются и снова бросаются тебе на помощь. Это удобно, потому что можно натравить на спутника динозавров или разбойников, а самому бегать кругами, чтоб тебя не достали. Опыт все равно засчитается. Ей-богу, первые часов десять это единственный способ быстро набрать опыт, не потратив нервы. А гриндить надо. Квестов много, но соотношение времени и выгоды не в их пользу. С гриндом быстрее.

Обзор Elex: когда вернули 2002-й

Ролевая система в целом пришла из «Готики». Есть статы, есть навыки, которым учат только учителя и которые зависят от статов, и есть репутация, которую в русской версию прозвали «холодность». Холодность то повышается, то понижается. По секрету, это единственный пункт, от которого зависит финал игры. Но баланс всего странный. Первые много часов тебе не хватает очков ни на что. Ты не можешь купить нормальное оружие и ходишь с какой-то палкой. Не можешь выбрать особые реплики в диалогах. Чувствуешь себя беспомощным. И ты понимаешь, что в начале тебе нужно серьезно нагриндить опыта. Боевка при этом чудовищна. В ней приятна только анимация, хотя где ее сегодня нет?

Что ни возьми, все плохо. Перекатами невозможно пользоваться. Система прицеливания насилует камеру и не может гладко и удобно переключаться между противниками. А без таргета не работают комбо. Их и так не можешь часто использовать, потому что нужно выйти в миниатюрный режим ярости. Но выносливость быстро заканчивается. Сделал несколько ударов — и все, отбегай. Так что про комбо редко вспоминаешь. Долгое время бои выглядят так: ты наносишь три удара, а потом отлетаешь на джетпаке, уклоняясь от контратаки и восполняя выносливость. И так по кругу. Очень увлекательно. Шел 2017 год. И очень важно отлетать подальше. Потому что реальная дистанция между тобой и врагами всегда меньше, чем кажется. Они часто наносят удар, визуально тебя не касаясь. Между вами поезд проедет, а по голове ты все равно получаешь.

Обзор Elex: когда вернули 2002-й

Когда видишь грозного противника или целую толпу, стараешься их обойти. Если не вышло и тебя заметили — стараешься улететь. Убежать сложно, потому что про тебя с трудом забывают. А вот смело сигануть через обрыв или со скалы — это пожалуйста. Не достанете.

А тут еще и дух захватывает, когда включаешь джетпак в последний момент. Наверняка ради этого его и придумали. Ландшафт в игре неровный, с холмами, оврагами, пустыми домами и разрушенными мостами. На юге, где много деревьев, это чисто «Готика». На севере — это тупо Skyrim. А посередине — Fallout. Забытые мотели и ржавые машины рандомно разбросаны по карте, как и противники. Местами симпатично, но в целом безвкусно и фальшиво. Намешали всего и думают, что это круто. Как будто классические типы локаций вроде леса, пустыни и гор, которые резко сменяют друг друга, это правильно.

Обзор Elex: когда вернули 2002-й

Исследовать мир неинтересно. Шмот почти не найти. Из противников выпадает одно барахло и мясо, которое нужно жарить, иначе оно бесполезно. В домах в основном лежат одни эликсиры и такое же барахло. Но даже полезные вещи использовать неудобно. Можно ставить лечебный эликсир или мясо на активную панель, но если они кончаются, их нужно ставить туда заново. А в сам инвентарь во время боя лезть очень глупо. Игра не знает про паузу, и тебя быстро убивают. Это все сильно раздражает и доставляет неудобство. А сами драки становятся еще хуже.

Интерфейс такой же чудовищный, как и боевка. Журнал заданий и карта неудобные. Неужели сложно связать их, как сегодня делают в нормальных ролевых играх? И как можно не показывать сложность заданий? Ладно, что не видно здоровья противников, но это маразм, когда ты не знаешь, насколько трудным будет квест. Ты, например, соглашаешься помочь человеку, а на месте выясняется, что нужно штурмовать базу бандитов, и все они мгновенно разрывают тебя на части. Раз за разом. Даже с напарником.

Обзор Elex: когда вернули 2002-й

Впрочем, сайдквесты — это вторая однозначно хорошая сторона игры. Разборки фракций, какие-то личные драмы и детективы — все получилось неплохо. Всегда есть несколько разных финалов, и почти всегда проблему можно решить словами. Жаль только, что разработчики любят штампы, и все персонажи — жутко банальные. Никому из них не сопереживаешь. И не помогают ни актеры озвучки, потому что они не старались, ни режиссура роликов, потому что она безграмотна и бездарна. Никто не знает, что нельзя делать видео целиком из средних планов. Нельзя делать внутрикадровые кропы на середине диалога. Не умеете — не беритесь. Пускай не будет роликов вообще. Это же заняло время, в конце концов. Могли потратить его на более важные фишки.

Причины терпеть такую игру сомнительные. Типа, старая школа и «так было в Gothic»? Так себе аргумент. Сегодня выходят олдскульные игры, где все удобно и актуально. В них приятно играть. Они не бесят. Другие скажут, что причина играть в Elex заключается в том, что больше играть не во что. Нет ничего на уровне третьего «Ведьмака» или хотя бы Dragon Age. Но, с другой стороны, заменять их Elex — это совсем отчаянный вариант.
Источник