Поделиться в Facebook
Твитнуть в Twitter

Мечты старые, новые мечты

Вышла в 2011 году To the Moon заставила рыдать многих игроков по всему миру — настолько трогательной получилась история. Freebird Games удалось совместить в одной игре романтическую идею исполнения мечты и прагматичный взгляд людей, которые эти мечты как раз выполняют. И вот через шесть лет, два мелких эпизода и небольшой пролог вышел сиквел, Finding Paradise. И знаете, такое ощущение, будто на дворе снова 2011-й.

ДИСКЛЕЙМЕР

Если вы не хотите портить себе впечатление, то лучше прямо сейчас закройте эту рецензию и поспешите запустить игру, благо ее можно пройти за один вечер. Все-таки лучше заранее не знать никаких лишних подробностей. А еще обязательно пройдите To the Moon с двумя бонусными эпизодами, если еще этого не сделали, и A Bird Story, чтобы в итоге все события сложились в цельную картину.

Мир Finding Paradise не отличается от нашего, за исключением одной особенности — в нем можно выполнить любые мечты. Да-да, все так, абсолютно любые! Скажите спасибо Sigmund Corporation и ее новейшими технологиями.

Хотите быть известным? Не вопрос! Богатым? Запросто! Прожить счастливую жизнь без сожаления? Ну, с этим могут возникнуть проблемы, но для специалистов из «Зигмунда» нет ничего невозможного.

Только мир — не утопия, потому что есть несколько важных ограничений. Во-первых, ваша мечта осуществится только у вас в голове посредством перезаписи воспоминаний. Во-вторых, из-за большой нагрузки на мозг подобное возможно реализовать только в последние минуты жизни пациента. Уже сама концепция игры противопоставляет высокие фантазии и безжалостную реальность. И этот конфликт, показанный еще в To the Moon, в Finding Paradise приобретает новые оттенки.

Мы снова играем за инфантильного Нила Уоттса и здравомыслящего Еву Розалин, которые в очередной раз взялись выполнить последнюю волю своего пациента — Колени Ридса. Далеко не первая процедура на их счета, но в этот раз даже самое необычное желание — изменить что-то важное, не изменяя при этом почти ничего. Здесь и начинается история о жизни человека, рассказанная устами посторонних наблюдателей.

Вместо линейного повествования от старости до детства с To the Moon разработчики выбрали другой подход: новая игра постоянно прыгает от более позднего эпизода к более раннему, словно закручиваясь в спираль. Подобный подход дарит свежие ощущения, однако нововведения этим не ограничиваются. Freebird Games вновь показала чудеса владения RPG Maker, выжав из него, наверное, даже больше доступного. На все эти пиксельные пейзажи и интерьеры очень приятно смотреть. Даже ради шутки добавили кастомизацию персонажей. Нил с бородой и Ева в розовых носках — просто нечто!

Кстати, о главных персонажей. Химия между ними стала еще сильнее. Они постоянно шутят, спорят по поводу и без, не упускают возможности вспомнить неприятные случаи из жизни каждого, но при этом безоговорочно доверяют друг другу и всегда готовы прийти на помощь. Без труда верится, что перед вами профессионалы своего дела, которые каждый день сталкиваются с самыми отчаянными желаниями людей, но сохраняют человечность. Правда, есть один нюанс: если в первой части авторы уделяли внимание и тому, и другому герою, то теперь на первых ролях явно выступает доктор Уоттс, у которого, скажем так, свои мотивы и планы.

И если рассматривать техническую, сюжетную и даже концептуальную стороны игры, то она будет лучше своей предшественницы.

Finding Paradise расширяет границы собственной вселенной, вводит новых персонажей; жизненный путь пациента никоим образом не связана с судьбой Джонни с To the Moon, о вторичности не идет и речи. Игра ставит сложные, неудобные вопросы, ставит под сомнение саму необходимость «исполнителей желаний». И все бы хорошо, но…

Давайте начистоту: лично мне To the Moon, как, думаю, и многим другим, полюбилась вовсе не за оригинальность идеи или шутки. Она задевала внутри что-то важное и сокровенное, из-за чего к глазам подступали слезы, а в горле образовывался ком. Сочетание сюжета, образов и музыки обволакивает сердце и заставляло задуматься о собственной мечте. Так, сопли и сантименты, но после игры не стыдно было хотя бы на немного их себе позволить.

Так что же, Finding Paradise в попытке стать умнее и необычнее в дороге растеряла все эмоции и чувства? Отнюдь. Она использует точно такие же приемы, чтобы достучаться до наших сердец, в ней точно такая же мелодичная музыка, а момент с вокальной композицией Лауры Шигихары точно так же бьет в самое уязвимое место души. Точно так же, смекаете? Может, следующая фраза будет звучать как придирка, но быть просто «точно такой же» мало для шести лет разработки. И не то чтобы A Bird Story создала завышенные ожидания, просто To the Moon была очень очаровательной, чтобы не влюбиться в нее. Только второй раз одни и те же трюки уже не удивляют.

Ведь игровая индустрия не стояла на месте. В 2011 году выпустить игру с упором на историю и почти без геймплея казалось чем-то немыслимым, почти дерзким, а сейчас это в порядке вещей. Более того, разработчики понемногу учатся совмещать игровой процесс с сильными, пронзительными сюжетами. Давайте вспомним лишь некоторые примеры:

И выходом Finding Paradise разработчики будто говорят нам: «Привет, давно не виделись. У нас тут второй эпизод нашей истории получился, сыграйте в него, он классный, мы старались».

И так, черт побери, он классный, трогательный, красочный, красивый, мелодичный и еще десятки эпитетов! Но все они относятся именно к тому второго эпизода небольшой вселенной, но не ко второй части, вышедшей через шесть лет после оригинала.

Кроме того, я не могу не придраться к образам и символам Finding Paradise.

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!

В истории Джонни и Ривер с To the Moon использовались достаточно простые, но необычные метафоры, которые в определенный момент складывались вместе и попадали в цель. Бумажные кролики как воплощение Месяца. Игрушечный утконос — любимая игрушка Ривер в детстве. Маяк — звезды в ночном небе. Все это имело непосредственное отношение к героям, и когда истинный смысл всех образов раскрывался, трудно было остаться равнодушным.

Finding Paradise работает на более тонком уровне. Пожалуй, самым важным предметом в сюжете о Колине, его жене Софии и кое-кому еще будет небольшая книга, в которой пациент вел свои заметки. А вот бумажный самолетик и цветок гибискуса затрагивают скорее подсознание, чем наши эмоции. Они прекрасно дополняют общую картину, но не более.

КОНЕЦ СПОЙЛЕРОВ

Музыка. Кан Гао — талантливый композитор, поэтому мелодии снова, возможно, несколько простые, но от этого не менее эмоциональные.

Некоторые аранжировки песен из To the Moon вызывают приятную ностальгию, а вот использование как минимум одной старой песне уже смущает. Впрочем, от нервного ожидания того момента, когда саундтрек станет доступен для покупки (а шутник Кан Гао сказал, что это будет в 2025 или в 2030 году), меня это никак не спасает.

В конце концов, возможно, я просто строю защитную стену из каких-то аргументов и претензий, боюсь признать простой факт: шесть лет — срок слишком большой. И тот прежней я, никогда ранее не сталкивавшийся с историями вроде To the Moon, сейчас бесконечно далеко. За столько времени произошли интересные, удивительные, странные и ужасные события, которые навсегда изменили мир вокруг и конкретно меня. И в попытке не разрушить те светлые воспоминания вероятно, я отношусь к ним как к чему-то сокровенному, а на сиквел смотрю трезвым и холодным взглядом. Прямо как работник Sigmund Corporation, постоянно работает со смертью и проникает в любую, даже самую личную подробность жизни пациента.

К сожалению, я не могу всей душой полюбить Finding Paradise. Но не посоветовать ее — это растоптать собственные принципы и идеалы, наступить себе на горло. Если вы хотите узнать, что произошло с Евой и Нилом — вам понравится эта игра. Если вы хотите сочинение, что ставит необычные вопросы и не дает однозначные ответы — вам понравится эта игра. Если вам нужна искренняя и душевная история о том, как человек преодолевает себя, свои страхи, свое одиночество — вам обязательно понравится эта игра. Так, фурора как в 2011-м она не сделает, но этого, видимо, и не нужно. Зато теперь у нас есть еще одно место, в котором можно, пусть и ненадолго, найти свой маленький Рай.

Источник