Поделиться в Facebook
Твитнуть в Twitter

По заветам Виктора Франкенштейна

У меня сложилось впечатление, что в THQ Nordic собрались люди, которые устали ждать продолжения своих любимых игр. Поэтому они заработали деньги, основали свою компанию, выкупили права на различные известные некогда серии и теперь занимаются воскрешением мертвецов. Здесь вам и Titan Quest, и Jagged Alliance (ее пока не анонсировали, но, судя по всему, уже вот-вот), и SpellForce.

До нового дополнения для Titan Quest, если помните, у меня были определенные вопросы, но если вспомнить недавний анонс консольных версий игры, стратегия THQ Nordic становится максимально прозрачной. Издатель просто прощупывает почву перед выпуском полноценного продолжения.

К сожалению, в SpellForce 3 вопросов возникает не меньше, и в большинстве случаев они значительно серьезнее. Забегая вперед, скажу: из-за этого я в итоге срезал игре один балл, хотя начало, поверьте, было поистине многообещающим.

Третья SpellForce от прошлых частей отличается довольно сильно, хотя номинально это, конечно, все еще смесь ролевой игры и стратегии в реальном времени. Тем не менее в SF3 куда сильнее заметен перекос в сторону RPG. Кроме того, разработчики изменили многие старые механики: камеры за плечом у героев теперь нет, нижней панели с умениями тоже, а стратегическая система стала запутаннее.

Однако при этом SpellForce 3 — все еще игра в крайне редком нынче жанре, что позволяет одновременно управлять и толпой солдат, и группой героев. Ветераны серии освоятся довольно быстро, да и у поклонников стратегий и ролевок период адаптации будет коротким.

Если вы упустили этот момент, то SpellForce 3 — приквел серии. Круга магов, из-за которого произошли события первой части, здесь нет. Зато игра в других случаях подмигивает поклонникам.

Главного героя или героиню зовут Тахар, что очень похоже на фамилию одного из центральных персонажей SpellForce: The Order of Dawn, Роэна Тахира. Упоминается также Фиал Дарг, принц тьмы с дополнения SpellForce: The Breath of Winter: в одной из миссий нам предстоит помочь людям, которые стерегут его в подземной гробнице. На месте и цитадель Грейфелл — в третьей части она оказалась в центре конфликта.

В общем, разработчики изо всех сил пытаются доказать, что вы играете именно SpellForce, а не на что-то другое.

Сначала история новой игры кажется банальной: снова конфликты из-за магов, опять страшные катаклизмы, угрожающие уничтожить чуть ли не весь мир, и тому подобное. Все это мы видели уже не раз, в том числе и в прошлых частях SpellForce. Но несмотря на это, история все-таки умудряется зацепить, а в нужный момент и удивить неожиданным сюжетным поворотом.

Ожидать шекспировских страстей, конечно, не нужно — игра совсем не об этом. Хотя персонажи и стараются не ударить в грязь лицом.

Да, герои здесь действительно пытаются задержаться в вашей памяти. И зачастую им это удается. Это заслуга не только сценария, но и актеров озвучки — у них получилось очень убедительно отыграть персонажей, и поэтому в них запросто можно поверить. Это касается не только основных героев: даже обычный солдат, с которым вы перекинетесь парой слов, будет озвучено ничуть не хуже, чем ваши однопартийцы и ключевые NPC.

Впрочем, персонажи не способны отвлечь от главного. Вскоре после вступления игру начинает здорово заносить, и акцент смещается в сторону RPG. Даже там, где SpellForce 3 предлагает взять под контроль армию, вам все равно придется обращаться за помощью героев.

В противном случае возможны два варианта: ваши войска столкнутся с враждебными, и начнется битва длиной в неделю, или же с противником придет герой, и тогда помочь вашему войску сможет только квалифицированный некромант. Сначала на это не обращаешь внимания, но чем дальше, тем сильнее это будет бросаться в глаза.

В результате вы или понемногу занимаетесь экспансией, застраивая карту своими аванпостами и обучая войска, или же берете отряд героев и устраиваете раш.

Экспансия в SpellForce 3 занимает неприлично много времени, поэтому я обычно обращался к тактике раша. Принимал всех четырех героев, бежал к ближайшей вражеской базы и со всей силы всех там уничтожал. Первые несколько раз провернуть такое будет непросто, но где-то уровня с седьмого этот способ начнет исправно работать. Главное, чтобы у вас в группе был хотя бы один маг с прокачанным заклинанием «Землетрясение».

Стратегическая сторона SpellForce 3 вызывает в памяти не стандартные RTS, а, скорее, серия The Settlers к пятой части. Непосредственно руководить рабочими нельзя — их можно назначать только в определенные здания или на строительство. Для расширения своей территории необходимо искать и закладывать аванпосты, и этим обычно занимаются герои (просто представьте орка-шамана, который забивает несуществующие гвозди в воздух). Для добычи ресурсов нужно активно строить здания в захваченных секторах, потому что одной только центральной базой войну выиграть не удастся.

Я бы и слова не сказал про эту систему, не произошел разработчики к вопросу настолько серьезно. Чтобы построить аванпост и несколько зданий, вам нужно не просто заложить их, нет. Еще необходимо дождаться, чтобы рабочие успешно пригнали караван с ресурсами оттуда, где эти ресурсы есть. Одного захода вряд ли хватит, поэтому придется ждать долго — и тут даже апгрейды на размеры «карманов» у рабочих не помогут. На самоокупаемость новый сектор выходит очень медленно, что, разумеется, очень тормозит экспансию. А ведь в процессе вам еще и от врагов, недовольных строительными работами, предстоит отбиваться!

И в результате получается вот что: с одной стороны, здорово, что разработчики заморочились и наполнили игру деталями, а с другой — хочется махнуть на все рукой, обвести зеленой рамкой героев, так и гори оно все огнем. С учетом размера некоторых местных карт — вполне себе нормальное решение проблемы.

У метода с уничтожением всего и вся группой героев, впрочем, тоже есть свои минусы. Одни опять же связаны с размерами карт, другие — с местным управлением, о котором поговорим отдельно.

Впрочем, частенько авторы будут заставлять вас играть исключительно героями, без намеков на стратегию. Таких эпизодов будет много, так что если вы ожидали увидеть баланс между RTS и RPG, забудьте. Баланса между жанрами в SpellForce 3 попросту нет.

Что до ролевой составляющей, то в этом плане новая игра напоминает baldur’s Gate, только проще и без паузы. У вас есть четыре героя, у них — свои специализации, наборы оружия и брони, параметры и все в таком духе. В основном игровой процесс сводится к тому, что вы исследуете мир, болтаете с NPC и сбагриваете тонны бесполезного лута торговцам (без шуток — вещей здесь не меньше, чем в Diablo).

Подбор правильной группы еще занятие, хотя если вы обладаете тайным знанием микроконтроля, умеете отслеживать одновременно и поле боя, и панель с умениями, то можно играть вообще любым сетапом. Я вот после всех поисков остановил свой выбор на двух магов, лучница и воин с двумя кинжалами, который отдувался за всю группу, получая подзатыльники. Да, такой отряд нельзя назвать сбалансированным или живучим — зато он отлично справлялся с нанесением вреда.

Основная проблема ролевой (так и стратегической, чего уж там) системы заключается в паршивом управлении и неудобном интерфейсе. И для RTS и RPG эти вещи невероятно важны, и поэтому местные схемы управления очень угнетают. Самое печальное, что даже переназначать клавиши здесь толком нельзя, потому что они почти наверняка будут заняты чем-нибудь не менее важным.

И если в стратегическом режиме это редко мешает (подумаешь, кнопка «M» по умолчанию не открывает карту, а сносит здание), то в RPG это превращается в самый настоящий цирк.

Как я уже писал выше, полосы умений в третий SpellForce нет. Все ваши навыки и активные предметы собраны под портретами героев в верхнем левом углу экрана. Беда в том, что в одной схеме управления «горячими клавишами» можно активировать или заклинание, или предметы (причем переключение на последние завязано на зажатый Shift), а во второй активировать навыки вообще приходится мышкой. И так, больше трех умений каждому герою иметь не полагается, поэтому вам необходимо мучиться, выбирая наиболее полезные способности.

Что помешало разработчикам оставить эту несчастную панель навыков? Одна длинная плашка снизу экрана решило бы львиную долю проблем. Сейчас же вы половину игры бегаете с одними и теми же умениями, изредка переключая одно или два из них на более подходящие для конкретной ситуации. Это сводит на нет идею с древом навыков и сильно огорчает любителей убивать врагов с помощью магии. То есть меня, например.

То же самое касается и снаряжения. После середины игры вы можете вообще его не менять — разве что эпические предметы имеет смысл заменить на легендарные, которые из вашего отряда сделают банду фэнтезийных терминаторов. Окончательно я понял, что балансом здесь даже и не пахнет, когда нашел легендарный лук, призывает союзных животных при попадании стрелы. В итоге с полностью прокаченным «Рикошетом» моя лучница за раз призвала по 5-6 медведей, и на этом разговор с враждебной армией, в общем-то, заканчивался.

Впрочем, ключевая проблема игры — финал. После эпической битвы за Грейфелл вас наградят короткой катсценой, после которой запустятся титры. Основание Круга магов, награждение героев войны, диалоги с боевыми соратниками — всего этого не будет. О судьбе однопартийцев разработчики вообще почти ничего не расскажут, вскользь упоминается лишь одного персонажа. Вокруг него, скорее всего, будет построен сюжетное дополнение.

Так что да, основная проблема игры не в кривом управлении или отсутствие баланса между стратегией и RPG (это вообще дело вкуса). Нет, проблема в том, что во второй половине игры у разработчиков кончается запал. Локации, несмотря на ОГРОМНУЮ карту мира, начинают повторяться, квестов становится все меньше, а рассказы пытаются искусственно растянуть с помощью вызывают головную боль заданий в духе «пробеги по всей локации и убей трех мобов».

По-настоящему в SpellForce 3 поражают графика и запоминающийся саундтрек. Разноцветную и очень яркую палитру оригинальных SpellForce променяли на более «реалистичное» фэнтези, обеспечив игру очень крутым движком. По локациям можно бегать только ради того, чтобы разглядывать пейзажи, так и при максимальном приближении герои и окружающее их пространство не выглядят набором бесформенных пикселей. Мелочи тоже удивляют: скажем, когда персонажи общаются, то поворачиваются друг к другу, облака на небе отбрасывают тени и все в таком духе.

Очевидно, что SpellForce 3 не станет новым словом ни в одном из двух своих жанров, хотя этого от нее никто и не ждал. С другой стороны, лично я не ожидал того, что игра окажется способной захватить меня на тридцать часов, заставляя время от времени говорить что-то вроде «ну еще один квестик, и на сегодня точно все».

SpellForce 3 — следствие некромантии. Создатели вложили в свое творение душу, но в самом конце почему-то решили, что и так сойдет. Вышла игра теперь приходится пристраивать на место постоянно отваливаются части тела. Несмотря на размер ежедневных патчей (100-200 мегабайт) с трудом верится, что технически SpellForce 3 будет доведена до ума в скором времени.

Короче говоря, это игра не для всех. Кому-то не понравится отсутствие баланса между ключевыми элементами, кого-то взбесят интерфейс и управление, а кто-то скажет, что на экранах загрузки не хватает полуголых эльфов.

SpellForce 3 — игра не для всех, безусловно. Как, в общем-то, и вся серия.

Источник