Отличная игра, но далеко не лучший трехмерный «Марио»

Рецензия на Super Mario Odyssey

Из четырех предыдущих 3D-игр про Марио три входят в число лучших видеоигр всех времен. С таким средним уровнем Super Mario Odyssey должна отвечать не только на обычные вопросы «стоит ли покупать эту игру?» и «стоит ли из-за этой игры покупать консоль Nintendo Switch?», но и на вопрос «затмит ли она для вас все остальные игры в ближайшем будущем, как это делали Super Mario 64 и Super Mario Galaxy 1-2»? Не буду держать вас в напряжении: ответы звучат как «да», «ДА» и «к сожалению, нет».

Рецензия на Super Mario Odyssey

В наших первых впечатлениях от Super Mario Odyssey Олеся Сергеева и Денис Майоров рассказывали, как игра здорово выглядит и какое приятное впечатление оставляет: 60 FPS, картинка, как на любой «большой» консоли, ярчайшие миры, разнообразный геймплей… Но следует подробнее остановиться на том, насколько круто все это интегрировано со Switch.

Трудно сказать, где в Odyssey кончается наслаждение софтом и начинается радость от железа. Дело тут в домашне-портативном дуализме Switch — одни уровни лучше проходить и рассматривать на огромном телевизоре, другие великолепно выглядят и играются именно в хэндхелд-режиме. Здесь есть огромные, настежь распахнутые миры-песочницы и совсем небольшие миры-шкатулки. Дизайн заточен как под возможность забрать все это дело с собой и поиграть в автобусе, так и под опцию «воткнуть в док и устроить демонстрацию перед собравшимися друзьями».

Это не значит, что какие-то миры и механики Odyssey нужно обязательно проходить и использовать только в портативном, а другие — исключительно в домашнем режиме. Но согласитесь, что пересекать бескрайнюю пустыню верхом на несущемся во весь опор ягуаре или кружить над коралловыми рифами и красивейшими лесными долинами в виде нетопыря интереснее на большом экране. В то время как десятки раз прогонять Марио через одну и ту же абстрактную полосу препятствий из незатекстуренных платформ или исследовать миниатюрный стеклянный лабиринт удобнее как раз на маленьком.

Рецензия на Super Mario Odyssey

Super Mario Odyssey рассчитана на то, что вы будете играть и дома, и на ходу. Сначала — в зависимости от того, что диктует игра, а потом, после завершения основной сюжетной линии, — от того, что у вас в данный момент находится под рукой, консоль или телевизор.

Параллельно игра отучает все время держать устройство в доке или использовать эксклюзивно как хэндхелд, что очень важно для будущего Switch. Ведь подобных двоякодышащих платформ в истории консолей раньше не существовало, человеческий мозг пока не приспособлен к Switch, и если эта консоль у вас давно, то вы наверняка впали или в ту, или в другую крайность.

Рецензия на Super Mario Odyssey

Успех или провал платформы Nintendo зависит в первую очередь от боксерской «двойки» из новой Mario и новой Zelda. Обычно сначала выходила новая игра про Mario, как правило, одновременно с выходом консоли, сама по себе заставляя купить эту платформу. Zelda издавалась позднее и служила средством убеждения сомневающихся.

На Switch Nintendo произвела рокировку: выпустила The Legend of Zelda: Breath of the Wild в качестве launch-тайтла, а Super Mario Odyssey оставила в резерве, на зимние праздники. Судя по рекордным продажам платформы, шахматная комбинация оправдала себя… но знакомить нас с уникальными органами управления Switch должна была именно Odyssey, а никак не Zelda. Breath of the Wild — очень хорошая игра, которую тянет на дно якорь кроссплатформы, геймплей, заточенный под совершенно провальную Wii U с худшим геймпадом в истории Nintendo. На Switch Breath of the Wild можно было адекватно проходить только в одном режиме — купив очень дорогой Pro Controller.

Odyssey сходу, на стартовом экране предлагает играть в самом непривычном режиме: сняв со Switch джойконы и свободно держа их в опущенных руках. Более того, motion-механики в игре никак не отключаются, и в паре особо экстремальных случаев вам обязательно понадобится отчаянно трясти джойконы. Даже если вы никогда раньше не играли в таком режиме, то вам придется его осваивать после первой же попытки как следует потрясти весь Switch или Pro Controller.

Рецензия на Super Mario Odyssey

Но в игре есть и очень спокойные эпизоды, не требующие размахивания консолью или абсолютной точности управления: исследование мира, решение головоломок, поиск персонажа или луны на уже изученном уровне… В такие моменты Switch с поставленными на место джойконами просто невероятно удобен для интеллектуальной работы и закрепления успеха в мирах Super Mario Odyssey.

Тут встречаются очень сложные чисто визуальные пазлы, ребусы, картинки с подсказками, и при их решении портативность консоли оказывается неожиданно критичной. Проснулся среди ночи или ранним утром, когда в подсознании успело созреть интересное решение, тут же схватил готовую к употреблению консоль, подтвердил или опровергнул новый вариант, пока он не выветрился из головы.

Наконец, в эндгейме, после завершения основного сюжета, вас ждет пара уровней, которые поставят под вопрос точность аналоговых рукояток и отзывчивость кнопок Pro Controller так, как этого на Switch не делала ни одна другая игра. Хорошо, что это лучший современный контроллер, и в конечном счете у вас все получится!

Особенности самой платформы и ее органов управления интегрированы в механику игры очень тонко, ненавязчиво, на таком глубоком уровне, что этого всего нельзя увидеть с поверхности и можно только прочувствовать после десятков наигранных часов. Super Mario Odyssey не то чтобы нельзя пройти на 100% с использованием лишь одного метода управления… вы просто не захотите этого делать.

Рецензия на Super Mario Odyssey

Перед выходом Super Mario Odyssey самые большие вопросы у меня вызывали два момента: использование кепки в геймплее и один из уровней, который выглядел как реалистичный город с живыми людьми.

Первый момент казался мне совершенно необязательной для классической механики трехмерного «Марио» инновацией: прожили же мы 21 год без возможности контролировать врагов, летать по проводам и управлять тираннозаврами! Второй очень неприятно напоминал о трехмерных играх про Соника, создатели которых очень любили помещать трехмерного мультяшного ежа в реалистичное городское окружение и даже намекали на его романтические отношения с гуманоидной принцессой.

Про то, что в Super Mario когда-то не использовалась метательная кепка, забываешь на двадцатой минуте первого уровня. В моменты, когда волшебную шапку приходится сдавать на входе на полосу препятствий, которую надо преодолеть обычным бегом и прыжками, чувствуешь себя голым и беспомощным. Новые акробатические скиллы, предоставляемые кепкой, выглядят естественным продолжением классических прыжков и кульбитов. Освоить их будет очень непросто, но игра дает к этому отличный повод. В одном из традиционных для серии забегов наперегонки с шустрой черепахой она с помощью своей кепки совершает невозможный прыжок на сверхдлинную дистанцию, а вам остается затормозить на краю пропасти и, словно полицейский из начала «Матрицы», пробормотать:

Но это невозможно!

После чего остается только идти учиться пользоваться кепкой при прыжках.

Рецензия на Super Mario Odyssey

Использование кепки для вселения в другие жизненные формы наоборот не требует вообще никакого обучения: и гигантский тираннозавр, и ходячий кактус тут управляются одинаково наглядно и интуитивно. Nintendo отлично справилась с подсказками к десяткам видам управления игрой — они появляются на экране именно тогда, когда нужно, и никогда не становятся назойливыми.

Вселяться можно как в классических врагов Марио, так и в новых существ с экспериментальными формами геймплея. Что-то из этого дублирует старые игры компании (умения летающей каракатицы, скажем, позаимствованы у оснащенного водометом Марио из Super Mario Sunshine), что-то предлагает совсем уж смелые механики (дятел, использующий собственный клюв в качестве катапульты).

Что-то получилось удачным и приятным, что-то вызывает пики сложности и проклятья в адрес дизайнеров… но погрешности в геймплее, положении камеры и управлении всегда были частью трехмерных Super Mario. Они тут нужны, чтобы игра не превратилась в безопасный и беззубый exploration и служат своего рода визитной карточкой той самой компании, из-за которой на свет появилось понятие Nintendo Hard.

Рецензия на Super Mario Odyssey

Главное, что геймплей за других существ — это не мини-игры, не аттракционы в парке развлечений, это все часть основной механики. Марио бежит, уворачивается от летящих прямо в камеру снарядов, затем в прыжке вселяется в один из стрелявших по нему танков, расстреливает другие танки и выскакивает, чтобы вселиться в мечущую огненные шары черепаху, уничтожить этими шарами свой старый танк и уже в облике черепахи запрыгнуть на ранее недостижимую платформу… уфф!

Любой уровень со всеми его переходами и пересадками можно пройти как одно непрерывное движение. Собственно, спидраннеры Super Mario Odyssey именно этим сейчас и занимаются, и  их мастерское обращение с кепкой и всеми связанными с этим делом формами геймплея — крайне захватывающее зрелище.

Единственная претензия, которую я могу выдвинуть к новым формам геймплея: они не интегрированы друг с другом. Игра за Марио всегда служит мостиком, переходами между различными зонами уровня.

Рецензия на Super Mario Odyssey

Исключение — суперхардкорный секретный уровень, который открывается при выполнении определенных условий. Чекпоинтов там нет, и на протяжении очень длинной серии крайне сложных испытаний от вас требуется безошибочно пользоваться множеством «заселяемых» существ и объектов. Это умное и умелое издевательство над игроком, уровня даже не пресловутой Dark Souls, а какого-нибудь там I Wanna Be the Guy, напоминающее о легендарном «потерянном» сиквеле Super Mario Bros. под названием The Lost Levels или последнем секретном уровне Super Mario Run.

Перед нами настоящее гетто для хардкорщиков, в котором они могут тренироваться и ставить рекорды без ущерба для остальных игроков. Если вы любите подобного рода испытания на стойкость, скорость и компетентность, то вы получите от этого мира массу положительных эмоций… омрачать которые будет лишь осознание того, что вас этому не учили, не готовили к таким препятствиям и переживаниям на протяжении всей основной игры, которая на фоне этого уровня кажется легкой и нетребовательной.

Рецензия на Super Mario Odyssey

С New Donk City все тоже оказалось гораздо лучше, чем можно было судить по демо и роликам игры. Каждый уровень Super Mario Odyssey — это тематический эксперимент, и в мире-городе дизайнеры Nintendo пробуют свои силы в вертикальном дизайне очень большого открытого мегаполиса.

Это самый большой мир игры по площади, высоте и количеству контента, запрятанного там по горизонтали и вертикали. Если вы ставите себе задачу с самого начала собирать всю фиолетовую валюту и выполнять все доступные на данный момент квесты, то распахнувшееся перед вами огромное пространство, застроенное небоскребами, вызывает оторопь, а то и отчаяние…

Но на самом деле перед нами самый олдскульный уровень всей игры. Ведь история Марио начинается не с Грибного королевства и Super Mario Bros., а с Donkey Kong и именно такого индустриального нагромождения стальных балок с огромной гориллой на самом верху! Девушка по имени Полин, которую Марио спасал в 1981 году, в наше время стала мэром города. Да и Марио тогда еще не был Марио… когда Полин говорит ему Jump, Man! она на самом деле называет нашего голубоглазого итальянца-сантехника его первым, настоящим именем.

Уровень, который мог бы стать самым провальным в игре, неуклюжей попыткой Nintendo сыграть на чужой территории, постыдным визитом Марио в Аркхэм-сити, превращается в колоссальный исторический праздник. День Donkey Kong во вселенной Super Mario, с фейерверком и той самой песней из роликов. Финал уровня — цветомузыкальное представление, легко затыкающее за пояс City Escape из Sonic Generations и музыкальные уровни Rayman Legends, ранее казавшиеся мне идеальными образчиками такого рода аркадных управляемых видеоклипов.

Рецензия на Super Mario Odyssey

На первые 600 квестов Super Mario Odyssey захватывает целиком — это достойная наследница Super Mario 64 и Super Mario Galaxy, игра с неограниченным бюджетом и сроками разработки, где все, что достаточно было сделать хорошо, сделано на отлично с плюсом. Мелкие недостатки растворяются в общем сверхвысоком уровне качества, ничем не замутненной радости от простейших игровых механик и адреналина от путешествия по самым высоким горам и самым глубоким океанским впадинам.

По-настоящему серьезные проблемы начинаются где-то на 40 часу игры в Odyssey и связаны с механикой поощрения игрока за разгаданные пазлы и выполненные квесты. В отличие от Super Mario 64, где после выполнения задания вам выдавали одну звезду и возвращали на уровень-хаб, в Odyssey все построено на непрерывном собирании множественных лун, которые выдаются за выполнение как сверхсложных миссий, так за и простейшие тривиальные моменты в духе «поговори с грибом». Здесь нет дифференциации лун по сложности их добычи, самих лун на каждом серьезном уровне очень много (порядка 80 штук, не считая секретных), а после взятия одной луны игра не прерывается, вам никто не мешает продолжить охоту за другими лунами (и фрагментами лун) на уровне.

Рецензия на Super Mario Odyssey

При прохождении основного сюжета вас ставят перед выбором: или посвятить время собиранию всех лун, или собрать минимальное их количество и посмотреть, чем там все кончилось с Боузером, в очередной раз решившим жениться на принцессе Пич. 

В первом случае на основную игру у вас уйдет часов 25-30 — ведь среди лун встречаются и очень сложно добываемые, и хитроумно запрятанные, и на выполнении какого-нибудь простейшего с виду задания вроде «выиграй в пляжный волейбол» или «попрыгай через скакалку» можно застрять на все выходные (я не шучу).

Во втором случае вы все пройдете за пару поездок на метро… и тогда перед вами откроется эндгейм, в котором количество лун на каждом из миров можно удвоить.

Рецензия на Super Mario Odyssey

Если вы совсем не собирали луны при прохождении, Odyssey тут же становится неиграбельной. Ведь «выбивать золото» в играх после завершения основного прохождения интересно потому, что его трудно добыть, что оно редко встречается. А тут все это в буквальном смысле слова грудами навалено по всему уровню, причем никакой разницы между золотом, серебром и платиной тут не делается, и вы не знаете, что именно добываете.

Если вы исправно «пылесосили» уровни во время прохождения, ситуация лучше: вам осталось собрать только дополнительные секретные луны и новые луны, которые вам выдали за завершение основной сюжетки. Но уже через пару миров станет очевидной другая проблема: новые квесты собирали из идей, не вошедших в основную игру по соображениям качества.

Их не так интересно выполнять, они не столь разнообразны, менее четко привязаны к тематике уровней, в них используются одни и те же механики (главным образом игра за Йоши). И это я говорю о тех немногих лунах, которые все-таки потрудились спрятать в новых квестах — большинство из них элементарно лежит на самом видном месте, и их можно просто подобрать!

На 500 луне пропадает тот азарт, с которым вы собирали луны и решали пазлы в основной игре, на 600-й — стимул и дальше копаться во всем этом вторсырье, на 650-й вы выключаете Odyssey и отправляетесь в третий раз перепроходить Golf Story. Можно ли требовать от современной одиночной игры не просто отличной сюжетки и побочных заданий, но и дополнительного бесплатного контента за их пределами? От новой трехмерной игры про Супер Марио лично я не могу этого не потребовать… ведь не так уж часто эти игры выходят!

Рецензия на Super Mario Odyssey

Все это ставит Super Mario Odyssey ниже Super Mario Galaxy и Super Mario 64, где азарт, стремление поискать еще и побороться дальше не исчезали до последней «секретки» (в случае с Super Mario 64 они у меня не исчезли даже при прохождении игры на третьей платформе). 

Несмотря на все свое феноменальное богатство и разнообразие, Odyssey больше всего напоминает Super Mario Sunshine — еще одну игру с новыми для Марио механиками, которая начиналась просто невероятно сильно, но не смогла предложить игрокам ничего интересного в последних двух третях. В 2017-м 25-30 часов геймплея такого уровня вполне достаточно, чтобы поставить Odyssey девятку и признать одной из лучших игр года. Но этого недостаточно, чтобы записать эту игру в ранг бессмертной классики.

На своем поле Super Mario Odyssey проигрывает всего двум-трем играм… и у всех этих игр есть слова Super Mario в названии.

Источник