Рецензия на Xenoblade Chronicles 2

Аниме и деградация

Рецензия на Xenoblade Chronicles 2

Первая часть Xenoblade Chronicles была игрой монументальной — она и по сей день остается последней по-настоящему великой ОРДЫ. Следующий выпуск в серии оказался неожиданным спин-оффом: Xenoblade Chronicles X для Wii U зачем-то решила изобразить из себя автономную ММО, выбросила почти весь сюжет и сделала героя молчаливым генериком. Фанатам это очень не понравилось, и разработчики, услышав возмущение, еще до окончания разработки XCX взялись за новую игру — опять сюжетную. Ожидания от Xenoblade Chronicles 2 были очень высокие — и она, к сожалению, их совершенно не оправдала.

Как и в случае с Xenoblade Chronicles X, одна из ключевых проблем новинки кроется уже в самой ее концепции. Ошибка разработчиков в случае с XCX была в отказе от сюжета; с Xenoblade Chronicles 2 — в том, что они решили, будто уже набил оскомину приторное соплежуйство о бесконечно храброго и благородного юноши, который спасает мир, — это что-то хорошее и актуальное. Вот что говорит исполнительный директор и сценарист игры Тецуя Такахаси о теме игры и о ее герое:

Бьется Рекс по исключительно личным причинам: он хочет защитить одну-единственную девочку и помочь своим друзьям. Но даже мальчику, пусть и обладающего необыкновенными способностями, под силу немного. Но что, если этот мальчик будет бороться изо всех сил, никогда не сдаваясь, лишь бы спасти свою подругу? Какое будущее их ждет? Может ли человек бороться за чужую жизнь так, как борется за свою? Эти идеи заложены в основу сюжета игры. И пусть многим захочется отыскать в нем скрытый смысл и отсылки к другим играм серии Xeno, на этот раз все гораздо проще и понятнее. Искренность и прямота— в этом весь Рекс, и в этом вся история его жизни.

Искренность и прямота. Никакой глубины. Никаких подтекстов или скрытых смыслов. Самый банальный штамп по вселенной в качестве протагониста, самые тупые вопросы в качестве тематики. Xenoblade Chronicles 2 — это вульгарное второсортное аниме, и от осознания этого не было бы так больно, если бы Тецуя Такахаси не был автором Xenogears — эпохальной JRPG, непревзойденной по уровню драматургии и качества сюжета. Он был избранным, способным избавить нас от бесконечных сененовских клише — и с XC2 Такахаси окончательно перешел на темную сторону.

Рецензия на Xenoblade Chronicles 2

Здесь можно возразить: мол, и оригинальная Xenoblade Chronicles была выдержана в духе сенен-аниме. В целом — да, но она никогда не скатывалась в наивность и пошлость: она опиралась на расхожие тропы, но использовала их в разумных количествах; она находила идеальный баланс между яркой анимешностью и взрослого вменяемостью; она уделяла много внимания раскрытию персонажей, а под финал — удивляла большим количеством сюжетных поворотов. В ней не было невероятно огромных женских грудей с физикой словно из Dead or Alive, не было сцены в горячих источниках, не было детсадовского юмора, не было килотонны неизвестных искусственных сущностей — и так далее. В Xenoblade Chronicles 2… ну, все плохо. Сценки иногда смотреть физически больно — игра, конечно, не достигает уровня Fire Emblem Fates, но очень старается.

Рецензия на Xenoblade Chronicles 2

Рецензия на Xenoblade Chronicles 2

Рецензия на Xenoblade Chronicles 2

И весь беспробудный ужас сюжетных катсцен сценарию абсолютно ничем компенсировать. Персонажи нелепые, скучные NPC, побочных задач здесь на порядок меньше, чем в оригинале, но низкая количество не перешло в высокое качество: сайдквестах и банальные истории, и задания шаблонные.

Более того, реплики героев при разговоре с NPC не прописаны заранее, а выбираются из пула заранее заготовленных генериковых фраз! Это делает диалоги ужасно неестественными и особенно стыдно выглядит в случае с сайдквестами.

Рецензия на Xenoblade Chronicles 2

Единственный неоспоримый плюс Xenoblade Chronicles 2 — то же, что и в оригинале. Это огромный и очень своеобразный мир, в котором единственная суша — это тела колоссальных титанов.

В XC1 два великана были мертвы, поразив друг друга в давней битве; в XC2 же титанов много, и они очень разнообразны. Один плавает с открытой пастью, поглощая проплывающие мимо суда, а его брюхо наполовину заполнен водой; другой изолирует себя под водой, и его внутренности покрыты снегом и льдом, третий находится на закате своего жизненного цикла, через что он сильно нагревается и расположенная на нем империя строит паровые машины, с помощью которых захватывает более плодородные земли. Каждый из титанов действительно огромный, а необычные локации и почти всегда многоярусны, вертикальные. Хотя мир игры и потерял в целостности сравнению с XC1, он таит в себе множество секретов, и исследовать его действительно интересно.

Как в XC1, время игрока здесь проходит за просмотром сценок, беготни по локациям, бесед с NPC, выполнение побочных заданий и, конечно, боев с противниками. В оригинальной Xenoblade Chronicles боевая система во многом напоминала ММО. Герои делились на три условных типа: танки держат аггро и не дают врагам бить других, хилеры лечат, дамагеры оперативно лишают противников здоровья. В бою герои используют умения, доступ к которым открывается по откату — и, прокачивая абилки, можно было и увеличить их эффективность и сократить время для повторного их применения. У каждого героя было чуть больше десятка умений, из которых для боя надо было отобрать еще меньше: таким образом, поставив танке в активный набор несколько собирают аггро способностей, можно было рассчитывать, что под управлением AI он эти способности часто и эффективно применять.

Xenoblade Chronicles 2 во многом похожа на описанную выше, однако она вводит новые нюансы (от которых только хуже). Теперь герои борются не в одиночку: оружие и умение им дарят блейды, магические сущности, которых можно менять прямо в бою. Всего на героя можно навесить до трех блейд — и если управляемый вами персонаж меняет их, когда вы ему прикажете, то двое других делают это словно рандомно. Если, например, у вашего персонажа, обычно выполняет роль танка, один из доступных блейд — дамагер или хилер, он запросто может переключиться на него и перестать аггрить врагов — после чего те добьют всех хиленьких членов партии. Отсутствие контроля за всеми членами команды вроде Final Fantasy XII было и в XC1, но там оно ощущалось не так остро — как я уже говорил выше, ограничив число умений конкретного персонажа наиболее полезными, можно было быть уверенным, что они будут использовать верные способности. А в XC2 персонажи, переключаясь между блейдами, меняют свои наборы умений (а переключиться обратно на предыдущего блэйда моментально нельзя — идет довольно долгий откат).

Рецензия на Xenoblade Chronicles 2

Камера в XC2 совсем не умеет себя нормально вести в узких пространствах, но это не означает, что игра не будет вас туда загонять.

Почему бы не оставить персонажам-танкам только блейд-танков? А вас никто не спросит.

В Xenoblade Chronicles 2 блейды — а это фактически ваши юниты в бою — выходят за системой gacha, другими словами — с лутбоксов.

Вы используете на конкретного персонажа кристалл, и появился из него блейд навсегда привязывается к этому герою. Кристаллы бывают разной степени редкости — обычной, редкой или легендарной, которая определяет шансы выпадения оттуда уникального блэйда. Само собой, безликие генерики и даром не нужны — у них крайне низкий потолок развития, и толку от них мало. Надо использовать уникальных блейд — и что поделаешь, если в танке навсегда прицепилась какая-то KOS-MOS? Не отказываться же!

Рецензия на Xenoblade Chronicles 2

Рецензия на Xenoblade Chronicles 2

Невозможность отказаться от того, чтобы носить с собой в бой максимальное количество блейд, следует еще одной особенности XC2: здесь жизненно необходимо использовать цепочки атак. Попробую зайти в объяснении издалека. Все персонажи, находясь в бою рядом с врагом, постоянно проводят автоатаки, которые заполняют шкалы приемов (XC1 приемы откатывались по времени, и это было намного удобнее). Использование приемов собирает шкалу супера, причем необходимо синхронизировать приемы с ударами автоатак для максимального эффекта. Суперы бывают трех уровней, и поочередное использование суперов правильных стихий в правильном порядке (например: вода 1 уровня — земля 2 уровня — ветер 3 уровня) дает максимальный эффект (и при этом вешает на врага слой, защищает его от повторения такой комбинации — в данном случае шар ветра). Цепочка атак же активируется за специальную шкалу и позволяет каждому герою бесплатно использовать супер в любом из его трех блейд на выбор; если эта цепочка сможет сломать висит на врага слой (например, шар ветра легко сломать мощной атакой стихии земли), то по противнику пройдет огромный ущерб, а цепочка пойдет на второй круг. Чем больше разных шаров, тем длиннее будет цепочка. Но чтобы было больше шаров, необходимо проводить больше различных комбо, а это значит, что нужно больше суперов разных стихий — и поэтому разнообразие блейд, которые берутся в бой, критически важно.

Рецензия на Xenoblade Chronicles 2

Рецензия на Xenoblade Chronicles 2

Если описание одной этой механики заставило вас желать выйти в окно, то XC2 определенно не для вас. Нюансов боевой системы еще больше (намного больше), сама игра объясняет все ровно один раз (и после этого вернуться к туториалу больше нельзя) и оперирует невероятным количеством терминов, в которых элементарно заблудиться. Driver Combo Blade Combo, Fusion Combo… что?

Xenoblade Chronicles 2 переусложнена, перегруженный огромным количеством механик, которые очень плохо объясняются и которые при этом совершенно необходимы.

Рецензия на Xenoblade Chronicles 2

Необходимо, например, все перечисленное в абзаце о цепочки и комбо атак суперов. У вас просто нет возможности пройти игру иначе. Очень много боссов и враги из определенного процента своего здоровья (часто на 50%) входят в enrage, после чего просто убивают всю вашу команду за пару атак. Никакая тактика не поможет — вам просто необходима за первую половину здоровья противника провести несколько разноцветных комбо за него, а потом вовремя (ведь если не успеть на 50%, то усиленная атака убьет одного из героев, а для цепочки нужны все три) переключиться на цепочку и молиться, что совокупный ущерб хватит, чтобы снести половину. Если не хватит — вам конец. Потому что воскрешать павших бойцов здесь можно только за ту же шкалу, что полностью используется для цепочки. Если управляемый вами герой погиб, а шкала не заполнена хотя бы на треть (необходимую для воскрешения) — бой тут же заканчивается вашим проигрышем.

Рецензия на Xenoblade Chronicles 2

Обидно то, что подобный подход не только крайне неудобен, но и лишает игрока тактической свободы. За оба прохождения первой части я, например, не использовал цепочки вообще ни разу: в ней простые приемы были весьма полезны, чтобы с их помощью можно было одолеть любого босса на пути (а шкала позволяла воскрешать героев, если что-то шло не так, и продолжать бой). В XC2 же убийство даже простой рандомно гусеницы, равной по уровню с героями, может затянуться на целую минуту: пока атаки накопят приемы, пока приемы накопят суперы, пока выстроится цепочка из трех суперов для толкового урона… И так — в КАЖДОМ бою.

Битвы в Xenoblade Chronicles 2 невероятно, невыносимо затянуты.

Рецензия на Xenoblade Chronicles 2

Рецензия на Xenoblade Chronicles 2

И в них вы можете потерпеть крах в мгновение ока, даже не поняв, что именно вас убило. В XC1 у протагониста была способность видеть будущее, и она применялась в том числе в боях: если враг заряжал какую-то суператаку, что грозит убить хотя бы одного из членов команды, нам показывалось, что именно он сделает, и можно было выстроить свою защиту так, чтобы предотвратить гибель. В XC2 все просто дохнут, отвергая прогресс с предыдущего чекпойнта. Можно потратить десять минут на бой и откинуться на enrage. Можно вступить в схватку с какими-то простыми врагами, и она затянется на вечность, потому что те будут звать на помощь все новые подкрепления, а затем откуда ни возьмись прилетят рандомные высокоуровневые птицы и заклюют вас, обнуляя все, что вы в том бою сделали. Такое происходит постоянно. И это особенно глупо, потому что боевая система в цикле Xenoblade прекрасно подходит для боев с одиночными противниками, но чем больше врагов, тем неудобнее становится. В XC2 есть ровно одна команда для управляемых AI партнеров — «бейте вот» — и она никак не поможет, например, танку набрать аггро на всех окружающих мобах. И именно в XC2 появились эти разноцветные суперы, которые надо использовать в определенной последовательности — так вот, они висят на одном врага как дебафф и на другого не перебрасываются. На каждого нового моба надо начинать использовать суперы с нуля.

Кстати о небольшой тактической свободы: XC2 толком не дает вам даже выбрать боевую команду. Формально свобода, конечно, есть, но в итоге один персонаж там (спойлер), а другой не может получать блейды из кристаллов и вынужден ходить с одним самодельным-искусственным. И это было бы еще полбеды, если бы его искусственный блейд не надо было прокачивать особым образом — с помощью дебильной псевдовосьмибитной мини-игры. Если вы не хотите проводить часы в этом недоразумении за фармингом апгрейдов для искусственного блэйда, то выбора в плане состава команды у вас просто не остается.

Рецензия на Xenoblade Chronicles 2

Xenoblade Chronicles 2 взяла за свою основу одну из лучших игр жанра и сделала хуже и неудобнее абсолютно все.

Исключений нет, примеров — множество. Если в XC1 можно было взять в городе целый ворох миссий и с удовольствием наблюдать, как они автоматически выполняются при зачистке ближней локации (поощряя тем самым игрока за сбор предметов и расправу с местной фауной), то в XC2 нередки случаи, когда нужны квесту предметы вообще непонятно как получать. Можно провести в локации два десятка часов, подбирая все, что попадается на пути, и не получить ни одну из вещей, о которые игра пишет только «соберите 5 штук в этой локации». Подбирать, кстати, тоже теперь неудобно: в XC1 большая часть таких предметов падала в карман героя, просто за ним пробегавшего, а к кристаллам достаточно было подойти и нажать на кнопку. В XC2 надо к каждому источнику подходить, жать на кнопку, слушать фразу какого-нибудь блэйда, удваивающего лут (промотать нельзя), после чего предметы из источника вылетят фонтаном и рассыплются по земле — и только тогда их можно будет подобрать. Отдельно. Лут с врагов падает так же — фонтаном физических моделей. Убили кого-то на краю пропасти — прощай, награда.

Рецензия на Xenoblade Chronicles 2

Кстати о пропастях — их здесь много, локации-то вертикальные), игра очень любит форсировать бои рядом с ними, а враги — использовать умение, отталкивающие героев обратно. И это еще один замечательный способ закончить бой бесславным поражением. Есть и больше! Например, смерть от недостатка лечения: в XC2 большая часть хилерских умений не лечит персонажа или команду непосредственно (как, опять же, в XC1), а «выдаивает» противника зелья, которые таким же фонтанчиком вылетают в произвольную сторону и к которым надо прямо во время боя бежать, чтобы немного восстановить здоровье команде. Бегают в бою герои медленно, автоатаки на это время прекращаются (а значит, и весь ход боя для них в целом), ну, а если враг находится возле пропасти, то шансы остаться без заветной хилки у вас очень высокие. Зачем надо было все это начинать?!

Рецензия на Xenoblade Chronicles 2

Xenoblade Chronicles 2 умудрилась испортить главные плюсы своей предшественницы. В геймплее — исследование локаций нередко грозят прервать вездесущие враги сотого уровня, динамические и ненапряжные бои превратились в скучную рутину, делают правильные вещи однопартийцы изменились бесполезными болванами, и даже система прокачки, бывшая интуитивно понятной и строившаяся на развитие качеств героев и взаимоотношений между ними, превратилась в раздувшуюся и перегруженную массу менюшек и сроков. В сюжете — господствуют наивность, пустой драматизм и идиотские шутки; складывается впечатление, что игру делали для десятилетних детей, а не для подростков. В музыке — отличные треки (в основном боевые) чередуются с совершенно невыносимым сопровождением катсцен. В графике — от здешнего арт-дизайна было скучно еще на анонсе, но некоторые блейды своим внешним видом могут неприятно удивить даже бывалого ветерана JRPG и аниме.

Xenoblade Chronicles 2 — игра не плохая сама по себе, но это колоссальный шаг назад от ОРДЫ, которая была практически идеальной. Это огромное разочарование. Рекомендовать XC2 я могу только в двух случаях: если вы уже прошли XC1 и XCX, и вам очень хочется добавки, или если у вас есть Switch и сильное желание поиграть в огромных размеров JRPG. Контента здесь действительно очень много, и Xenoblade Chronicles 2 способна занять вас надолго (я закончил, наверное, четверть побочных заданий, и все равно на прохождение потребовалось 90 часов). В противном же случае — нет. В конце концов, если вы хотите великолепной портативной JRPG, то на New 3DS есть оригинальная Xenoblade Chronicles, и она прекрасна.

Источник

Post Author: dobroezlo

dobroezlo